Добрый вечер. Уважаемые коллеги и родители, сегодня знакомлю Вас с материалом по составлению загадок используя технологию ОТСМ-ТРИЗ. Уже начиная с младшего возраста мы начинаем работу в данном направлении. В ТРИЗ педагогике имеется четыре модели составления загадок. В данном возрасте, мы используем первую и самую простую простую модель.
Итак, данный конспект непосредственно образовательной деятельности представлен в образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе.
Тема: «Развитие
творческого мышления и речи детей через ТРИЗ - технологию путем составления
загадок»
Цели:
- совершенствование
навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине,
форме, цвету;
- обогащение чувственного опыта
детей, развитие умения фиксировать его в речи;
- совершенствование восприятия
(активно включая все органы чувств);
- развитие образных представлений
(используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Оборудование:
·
Картина для занятия с детьми «Волшебная зима»;
·
Мольберт;
·
Игрушка мишка;
·
Карточки с признаками – цвет, рельеф, действие(функция);
·
«Волшебный мешочек» (веревка, дужка от
ведерка, веточка от елки);
·
Подзорные трубы по количеству детей;
·
Схема для «Волшебной дорожки»;
·
Схема для составления загадки;
·
Картинка с изображением елочки.
организация
|
содержание
|
1
этап. Организационный, мотивационный.
|
|
Воспитатель предлагает детям пройти на
ковер и сесть полукругом.
|
- Ребята, посмотрите кто сегодня пришел к
нам в гости. Да, правильно, это мишка. Скажите, кто – то узнал этого
медвежонка? Конечно, это уже знакомый нам мишка-топтышка из картины «Волшебная
зима». И сегодня он пришел в детский сад, чтобы вместе с нами поиграть.
|
2
этап. Основная часть.
|
|
На ковре в кругу.
Воспитатель
показывает вывешанную на мольберте картину, с которой дети познакомились уже
раннее.
Игровое упражнение «Принеси объект»
В кругу на
ковре. Игра «Мои друзья»
Игра «Часть
чего это?»
Составление
загадки по модели
|
- Ой,
посмотрите, а мишка в лапках держит какие-то удивительно интересные карточки.
Вам они известны? Что это? (признаки – цвет, рельеф, действие). Сейчас я эти
признаки помещу на «Волшебную дорожку».
- И пошел наш
мишка гулять по дорожке и встретил первый признак. Он спрашивает: «Какой по цвету бантик у мишки? (синий).
Посмотрите сколько вокруг нас предметов – это все объекты. Найдите в нашей
группе объекты, такие по цвету, как бантик у мишки. (Дети приносят игрушки по
цвету – синие и складывают на столик).
- Идет мишутка дальше гулять и встретил
признак по рельефу. Если мы погладим у мишки шубку, то почувствуем, она какая?
(пушистая). Давайте посмотрим какие объекты в нашей группе тоже пушистые.
- А дальше
нашего мишку признак действия спрашивает, что умеешь ты медведь? (ходить,
бегать, рычать, ловить рыбку, кушать мед, ягоды, лапу сосать и спать в
берлоге). Давайте превратимся в маленьких медвежат и изобразим, что они умеют
делать.
- Мишутке так
понравилось, что вы о нем столько много рассказали, и теперь он хочет
поиграть в игру, которая называется «Мои друзья». Для этого мы возьмем подзорные
трубы и посмотрим на картину. Назовите друзей бантика у мишки по признаку
цвет. Ответы детей – лопатка, пальто, куртка, шапка, пуговицы. А скажите, что
на нашей картине похоже на мишку по признаку рельеф. Ответы детей – шарфики у
ребят, шапка меховая у девочки, опушка на пальто девочки, варежки, елка
пушистая.
- Ребята, вы
знаете, а мишутка нам принес «Волшебный мешочек», давайте заглянем в него. И
поиграем в занимательную игру «Назови часть чего это?». Я буду из мешочка
доставать какой-либо предмет, а вы посмотрите на картину и скажите часть чего
это (веревка – санки; дужка – ведро; веточка - елка).
- Как здорово
мы с вами поиграли, а теперь давайте вместе придумаем загадку про елку.
- Елочка по
цвету какая – зеленая. Что еще бывает у нас зеленым (крокодил, травка …)
А по рельефу
елочка какая, если мы ее потрогаем - колючая (ежик, мячик с шипами, иголка …)
И теперь
вспомните ребята, недавно праздник был у нас какой? (Новый год) и что наша
елочка сделала по действию (всем ребятам принесла подарки) Кто еще может
принести ребятам подарки (мама, Дед Мороз)
Какая
замечательная загадка у нас с вами получилась. Ну-ка послушай, мишка -
топтышка и попробуй отгадать!
«Зеленая как травка,
Колючая как ежик.
Приносит подарки, как Дед Мороз!»
Конечно, это
елочка.
|
3
этап. Рефлексия.
|
|
|
Что делали?
Зачем?
Как?
|
Интересная загадка получилась. Ребятки и воспитатель огромные умнички)))
ОтветитьУдалитьНаталья, спасибо. Ребята с огромным удовольствием составляют загадки, а потом загадывают их еще и родителям.
УдалитьРебята такие ещё маленькие, но уже большие молодцы, спасибо за опыт.
ОтветитьУдалитьВозраст наших деток - младшая группа. Спасибо, они у меня огромные умнички.
УдалитьОчень интересная технология составления загадок. Доступно доже малышам. И более старшим детям не менее интересно. Спасибо!
ОтветитьУдалитьНаталья, я считаю, что намного полезнее для детей научиться составлять загадки, чем их отгадывать. К тому же это так интересно и легко получается с помощью данных методов.
УдалитьИрина, ни для никого не секрет, что традиционно дети только отгадывают загадки, но гораздо интереснее научить детей самим составлять загадки. И мне очень понравилась ваша модель по составлению загадок, тем более ее использовать можно уже с младшего дошкольного возраста.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, спасибо за Ваш отзыв. Очень просто составить загадку, ведь для этого кроме ватмана или листа бумаги и фломастера ничего не нужно. Ну и конечно же ребята, желающие пофантазировать))).
УдалитьРадует копилка игр, также хочется отметить игру "Часть чего это". Мне она очень понравилась, обязательно будем играть с детьми.
ОтветитьУдалитьЭльза, обязательно поиграйте.
Удалить