воскресенье, 24 февраля 2019 г.

Технология составления ЗАГАДОК

Добрый вечер всем моим читателя!
Хочу познакомить вас с технологией составления загадок с помощью технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Для составления загадки выбран объект (самовар). 

Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? – Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

Что делает ежик?
Пыхтит, собирает, семенит.
Пыхтит как кто или что?
Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).
Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).
Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).
Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).
Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).
Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».
ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».

Спасибо огромное, за ваше внимание! Буду рада, если данный материал пригодится Вам в воспитании детей.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина! Спасибо за статью! Беру на заметку!

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина Александровна, здравствуйте! Знакомлюсь с вашим блогом.Технология - ТРИЗ знакома. Четко расписали как составить загадку все этапы. Рада буду обоюдному дальнейшему знакомству. Заходите на мой блог Библиотека для души.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...