среда, 30 января 2019 г.

НОД для детей второй младшей группы "Составляем ТРИЗ-загадки"


Добрый вечер. Уважаемые коллеги и родители, сегодня знакомлю Вас с материалом по составлению загадок используя технологию ОТСМ-ТРИЗ. Уже начиная с младшего возраста мы начинаем работу в данном направлении. В ТРИЗ педагогике имеется четыре модели составления загадок. В данном возрасте, мы используем первую и самую простую простую модель.
Итак, данный конспект непосредственно образовательной деятельности представлен в образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе. 
Тема: «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ - технологию путем составления загадок»





Цели: 
- совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
- обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;
- совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств);
- развитие образных представлений (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Оборудование:
·         Картина для занятия с детьми «Волшебная зима»;
·         Мольберт;
·         Игрушка мишка;
·         Карточки с признаками – цвет, рельеф, действие(функция);
·         «Волшебный мешочек» (веревка, дужка от ведерка,  веточка от елки);
·         Подзорные трубы по количеству детей;
·         Схема для «Волшебной дорожки»;
·         Схема для составления загадки;
·         Картинка с изображением елочки.
организация
содержание
1 этап. Организационный, мотивационный.
   Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и сесть полукругом.
 - Ребята, посмотрите кто сегодня пришел к нам в гости. Да, правильно, это мишка. Скажите, кто – то узнал этого медвежонка? Конечно, это уже знакомый нам мишка-топтышка из картины «Волшебная зима». И сегодня он пришел в детский сад, чтобы вместе с нами поиграть.
2 этап. Основная часть.
   На ковре в кругу.
Воспитатель показывает вывешанную на мольберте картину, с которой дети познакомились уже раннее.


 Игровое упражнение «Принеси объект»














В кругу на ковре. Игра «Мои друзья»













Игра «Часть чего это?»






Составление загадки по модели
- Ой, посмотрите, а мишка в лапках держит какие-то удивительно интересные карточки. Вам они известны? Что это? (признаки – цвет, рельеф, действие). Сейчас я эти признаки помещу на «Волшебную дорожку».
- И пошел наш мишка гулять по дорожке и встретил первый признак. Он спрашивает: «Какой   по цвету бантик у мишки? (синий). Посмотрите сколько вокруг нас предметов – это все объекты. Найдите в нашей группе объекты, такие по цвету, как бантик у мишки. (Дети приносят игрушки по цвету – синие и складывают на столик).
 - Идет мишутка дальше гулять и встретил признак по рельефу. Если мы погладим у мишки шубку, то почувствуем, она какая? (пушистая). Давайте посмотрим какие объекты в нашей группе тоже пушистые.
- А дальше нашего мишку признак действия спрашивает, что умеешь ты медведь? (ходить, бегать, рычать, ловить рыбку, кушать мед, ягоды, лапу сосать и спать в берлоге). Давайте превратимся в маленьких медвежат и изобразим, что они умеют делать.
- Мишутке так понравилось, что вы о нем столько много рассказали, и теперь он хочет поиграть в игру, которая называется «Мои друзья». Для этого мы возьмем подзорные трубы и посмотрим на картину. Назовите друзей бантика у мишки по признаку цвет. Ответы детей – лопатка, пальто, куртка, шапка, пуговицы. А скажите, что на нашей картине похоже на мишку по признаку рельеф. Ответы детей – шарфики у ребят, шапка меховая у девочки, опушка на пальто девочки, варежки, елка пушистая.
- Ребята, вы знаете, а мишутка нам принес «Волшебный мешочек», давайте заглянем в него. И поиграем в занимательную игру «Назови часть чего это?». Я буду из мешочка доставать какой-либо предмет, а вы посмотрите на картину и скажите часть чего это (веревка – санки; дужка – ведро; веточка - елка).
- Как здорово мы с вами поиграли, а теперь давайте вместе придумаем загадку про елку.

- Елочка по цвету какая – зеленая. Что еще бывает у нас зеленым (крокодил, травка …)
А по рельефу елочка какая, если мы ее потрогаем - колючая (ежик, мячик с шипами, иголка …)
И теперь вспомните ребята, недавно праздник был у нас какой? (Новый год) и что наша елочка сделала по действию (всем ребятам принесла подарки) Кто еще может принести ребятам подарки (мама, Дед Мороз)
Какая замечательная загадка у нас с вами получилась. Ну-ка послушай, мишка - топтышка и попробуй отгадать!
«Зеленая как травка,
Колючая как ежик.
Приносит подарки, как Дед Мороз!»
Конечно, это елочка.
  
3 этап. Рефлексия.

 Что делали?
Зачем?
Как?


10 комментариев:

  1. Интересная загадка получилась. Ребятки и воспитатель огромные умнички)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо. Ребята с огромным удовольствием составляют загадки, а потом загадывают их еще и родителям.

      Удалить
  2. Ребята такие ещё маленькие, но уже большие молодцы, спасибо за опыт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возраст наших деток - младшая группа. Спасибо, они у меня огромные умнички.

      Удалить
  3. Очень интересная технология составления загадок. Доступно доже малышам. И более старшим детям не менее интересно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я считаю, что намного полезнее для детей научиться составлять загадки, чем их отгадывать. К тому же это так интересно и легко получается с помощью данных методов.

      Удалить
  4. Ирина, ни для никого не секрет, что традиционно дети только отгадывают загадки, но гораздо интереснее научить детей самим составлять загадки. И мне очень понравилась ваша модель по составлению загадок, тем более ее использовать можно уже с младшего дошкольного возраста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, спасибо за Ваш отзыв. Очень просто составить загадку, ведь для этого кроме ватмана или листа бумаги и фломастера ничего не нужно. Ну и конечно же ребята, желающие пофантазировать))).

      Удалить
  5. Радует копилка игр, также хочется отметить игру "Часть чего это". Мне она очень понравилась, обязательно будем играть с детьми.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...